Методы конструктивной унификации

Возможности унификации конструктивных элементов и применяемых материалов для деталей сельскохозяйственных машин наглядно показал анализ рабочих чертежей деталей культиваторов десяти различных марок и сцепки СН-35А. В деталях машин этих типов имеется 1104 отверстия 46 различных диаметров, получаемых холодной штамповкой, и 835 сверленых отверстий 66 различных диаметров. В результате унификации оказалось возможным сократить количество размеров пробиваемых отверстий на 52% и количество размеров сверленых отверстий на 48,5%. Унификация материалов всех видов, применяемых для изготовления культиваторов, позволила сократить количество марок проката на 37,6%, а типоразмеров — на 26,6%. Основными методами конструктивной унификации в машиностроении являются стандартизация и нормализация.

В сельскохозяйственном машиностроении имеются стандарты на комбайны, косилки, сеялки, плуги, культиваторы, сортировки, жатки и другие сельскохозяйственные машины, а также на многие характерные их узлы и детали (ходовые колеса, винтовые конвейеры, шарнирные передачи, режущие аппараты, корпусы плугов, детали рабочих органов, валы, оси, звездочки и т. д.). Однако дальнейшее совершенствование конструкций сельскохозяйственных машин и их производства требует более широкой стандартизации, базирующейся на лучших образцах конструкций и достижениях технологии.

Нормализация, в отличие от стандартизации, проводится в более узких пределах — отрасли, завода.