Зависимость между классами чистоты поверхности

Чтобы успешно справиться с такой задачей, конструктор должен хорошо знать не только конструкцию машины и условия ее эксплуатации, но и технологические процессы ее производства, возможности достижения необходимой точности деталей при наименьших затратах. Исследования зависимости трудоемкости и себестоимости механической обработки от классов точности и чистоты поверхности деталей показали, что с повышением требований к точности и чистоте трудоемкость и себестоимость изготовления деталей резко возрастает.

Приведена в виде графика зависимость трудоемкости и технологической себестоимости обработки валов от допуска на диаметр и чистоты поверхности вала, определенная на основании экспериментальных данных кафедры технологии машиностроения Ленинградского инженерно-экономического института. Из графика видно, что трудоемкость обработки вала по 1-му классу точности в 2,8 раза, а по 2-му классу в 1,9 раза больше, чем по 3-му классу точности.

Трудоемкость обработки вала по 10-му классу чистоты поверхности в 2 раза, а по 8-му классу в 1,35 раза больше, чем по 6-му классу чистоты.

Подобный же характер зависимости трудоемкости и себестоимости обработки от точности и чистоты поверхности получены и другими исследователями (К. Ницин, Брандт) в различных условиях. Это убеждает в том, что приведенные зависимости действительны не только для рассмотренных при исследованиях случаев, а имеют закономерный характер.

От конструктора требуется так спроектировать машину в целом и каждую деталь ее, чтобы наряду с достижением необходимой точности изготовление их требовало как можно меньше затрат труда, себестоимость детали была минимальной.